Несколько сотен взрослых людей, одетых в форму времен Второй мировой войны, собираются в лагере, где все вещи только образца 40-х годов, общаются, тренируются в приемах строевой подготовки, получают оружие и - на сражение, где траву рвут траки танков, в небе кружат самолеты, на поле нужно беречься от вполне серьезных взрывов и переползать по-пластунски.
Что это? Продвинутые режиссерские приемы съемки российских фильмов военной тематики? Сборище неонацистов? Ни то, ни другое. Это подготовка к фестивалю "Москва за нами", посвященному годовщине сражения за Москву в 1941 -м. Проходит такой фестиваль каждый год во вторые выходные октября на историческом Бородинском поле в рамках государственных программ. Принимают участие в фестивале не переодетые актеры из массовки, а люди, увлеченные военно-исторической реконструкцией далекой уже эпохи, История, какой она была, воплощалась в материальном мире. Интерес к истории отечества (да и вообще интерес к истории) порождает и интерес к материальному миру истории - что человек ел, во что одевался, из чего стрелял в себе подобных. За сухими страницами книг и справочников о Великой Отечественной стоят живые люди: практически в каждой семье кто-то воевал в той войне. За интересом к судьбе людей, к коллекционированию простых предметов, нужных солдату, зачастую приходит интерес и к психологии человека того времени. А это уже первый шаг к военно-исторической реконструкции.
Собрав форму солдата, человек надевает ее и старается преобразиться именно в бойца-красноармейца или солдата вермахта. А когда находит единомышленников -образуется клуб реконструкторов, где можно общаться, получать различную информацию, но не более.
Неизбежно возникает желание показать себя людям, которые по своим интересам и роду деятельности крайне далеки от подобных увлечений. Показать, какой была война в деталях - до пуговки на бриджах... Вот это и есть военно-историческая реконструкция, а человек, увлеченный этим занятием, и именуется реконструктором.
УРОК ИСТОРИИ
Основными лозунгами российского движения военно-исторической реконструкции (далее для краткости - просто ВИР) всегда были два: "Дорогами прошлых войн - к миру" и "Проживи это, почувствуй это". В общем, люди здесь самых разных возрастов (от 18 до 60). Встречаются очень разные люди по образованию (от студента первого курса до кандидата наук), по социальному статусу (те же студенты, инженеры, дизайнеры, чиновники, предприниматели и много кто еще). В составе клубов есть профессиональные историки, кандидаты исторических наук, авторы статей и монографий, известные художники-униформологи. Хотя в соответствии с принципом общей аутентичности (абсолютно все должно соответствовать историческим аналогам - от штатного расписания групп до спичечного коробка) присутствие дам в форме является скорее исключительным, чем рядовым событием. Девушек в клубах реконструкции Второй мировой не более 5 процентов. Общее число реконструкторов никогда и никто не пересчитывал, и "единого командования" у военно-исторических клубов нет. Командующий в "эпизодах сражения", как правило, выбирается руководителями присутствующих на фестивале групп. Однако можно предположительно назвать цифру от 300 до 500 реконструкторов РККА и от 700 до 1000 реконструкторов немецкой армии по России. Для Москвы это соответственно 100-150 и 250 - 300, для Санкт-Петербурга - до 100 и до 150.
По сравнению с другими эпохами реконструкции Вторая мировая (именно так обычно ту войну называют реконструкторы, вкладывая в это понятие более широкий смысл, чем в понятие "Великая Отечественная") достаточно популярна. Реконструкторов эпохи Первой мировой войны меньше на порядок, эпохи Гражданской войны в России - меньше раз в пять. Достаточно молодой темой в движении российской ВИР стала Гражданская война в Америке, но один из "крупных" фестивалей под Лугой собрал не более 60 "северян" и "южан" из Москвы и Питера. Вьетнамская война собирает около 300 человек. По-прежнему многочисленной и вполне сравнимой по количеству фестивалей, участников и общему размаху действа остается эпоха наполеоновских войн - на празднике "Бородино" (первые выходные сентября, то же Бородинское поле) собирается около полутора тысяч реконструкторов, из них около 100 - верхом, и до 100 действующих пушек той эпохи.
Клубы ВИР на Вторую мировую существуют во многих крупных городах. В Москве это объединение "1-я пехотная дивизия вермахта", куда входят не только "пехотинцы", но и "парашютисты" (интересно людям прыгать с парашютом в форме), "саперы", "кавалеристы" и "разведчики "; клуб "Доброволецъ - XX век", где реконструируют дивизию "Герман Геринг"; клуб "37-й пехотный полк"; клубы "21-я авиаполевая дивизия", "Кампфгруппа "Ост" и "Полк "Дер Фюрер". Существуют клубные объединения в Питере, Краснодаре, Ростове-на-Дону, Королеве, Минске, Новосибирске, Калининграде (Кенигсберге), Красноярске, Алма-Ате... Им противостоят клубы "ВК РККА", "НКВД", "Выстрел", "Кавалерийская разведка РККА" в Москве, "Сибирский доброволец" в Новосибирске, "34-я гвардейская стрелковая дивизия" в Ростове-на-Дону, военно-исторический клуб "Балтиец" из Санкт-Петербурга и другие. Зачастую бывает так: половина клуба "воюет" за одну армию, вторая половина -за противника. Потому что если не обеспечить себе противника, с кем же "воевать"?Почему вермахт большинству реконструкторов интереснее, чем Красная армия? Казалось бы, вполне закономерный вопрос. Однозначного ответа на него нет. На одном из интернет-форумов реконструкторов был проведен опрос "За кого бы лично вы пошли воевать в 41 -м?". Большинство реконструкторов вермахта ответили: "Пошел бы защищать свою Родину, Россию - СССР". Просто вермахт - более интересный объект именно для реконструкции. Практически в каждой немецкой части существовали отличия в традициях (и соответственно в униформе), которые объединяли людей в общность. Этого практически не было в Советской армии - ну так сложилось. И если немецкий солдат после госпиталя, как правило, возвращался в свою часть, то советскому бойцу зачастую и вернуться было некуда - части переформировывались по несколько раз за войну. Исключение составляли гвардейские и некоторые другие части, но носить наименование "советских гвардейцев" решаются немногие реконструкторы. Все-таки слишком велика моральная ответственность. Другой часто задаваемый вопрос: есть ли у людей в немецкой форме схожая идейная база? Иными словами, является ли человек в форме немецкого оккупанта носителем фашистской идеологии, а в советской - закоренелым сталинистом? Как правило - нет. Уважающие себя клубы ВИР на сайтах предупреждают: мы не занимаемся пропагандой фашизма, национализма, сталинских репрессий, других видов розни между людьми. Большинство людей, занимающихся реконструкцией, вполне адекватны в "мирной жизни" и не призывают устроить "пивной путч" или открыть концлагеря для лиц "не той" национальности. Хотя, конечно, та война еще памятна российскому обществу, в связи с чем есть все же некий налет политизированности в подходе организаторов к приглашению участников. Существуют клубы, реконструирующие подразделения РККА, и людей здесь объединяет увлечение историей, как правило, конкретной части. То же можно сказать и о коллегах-реконструкторах вермахта и люфтваффе или о диковинных пока для российских фестивалей "американцах" и других "союзниках". Однако долгое время ведется дискуссия об этичности реконструкции войск СС; на некоторые мероприятия реконструкции "эсэсовцев" не допускают. На территории Российской Федерации считается неэтичным использовать и форму "восточных батальонов ", полицейских частей и власовских формирований, хотя они тоже составляют часть истории.
ПО ДОЛИНАМ И ПО ВЗГОРЬЯМ
Надо заметить, что военно-историческая реконструкция в России - небольшая пока часть мирового реконструкторского сообщества. В целом движение ВИР у нас зародилось в начале 90-х, в то время как в Европе и Америке уже с начала 60-х проводились многочисленные реконструкторские фестивали. Правда, в Америке в основном реконструировали американскую Гражданскую войну, в Европе - события XVIII-XIX веков. Все-таки присутствует в реконструкции определенный политический момент... У нас же большинство реконструкторов 90-х начинали с Первой мировой войны, потом наметился серьезный отход назад. Однако и сейчас российские реконструкторы считаются более аутентичными воссоздаваемому облику, чем европейские.
Только сейчас начинается и общение российских реконструкторов с зарубежными коллегами. Во-первых, все же увеличился средний достаток россиян - реконструкция, как дальше будет понятно, увлечение не из дешевых; во-вторых, помогает Интернет - находить контакты, приезжать на международные фестивали. Например, уже традиционным для российских реконструкторов эпохи Первой мировой войны становится участие в военно-исторических фестивалях, проводимых в Чехии: "Блоссдорф" и "Битва у Зборова". Но все-таки доходы россиян пока несравнимы с доходами европейцев, и количество реконструкторов в процентном отношении к населению пока значительно ниже, чем в других странах.
Серьезные мероприятия по Второй мировой войне проводятся в России и на постсоветском пространстве недавно - примерно с 2000 года. Крупнейшим в России стали фестивали "Москва за нами" и "Семь эпох" в Петербурге, на Украине - "Сражение за Лютежский плацдарм", в Беларуси - "Линия Сталина". С каждым годом в игрушечную войну втягиваются все новые люди. Практически в каждом региональном центре хотя бы раз в год, но проводятся военно-исторические фестивали. Зачастую помогают и местные власти, заинтересованные в пропаганде отечественной истории в ходе, например, молодежных мероприятий, - оплачивают пиротехнику, питание, проезд участников к месту проведения акции. Аля бюджетных регионов, между прочим, это существенное подспорье...
В ТЕНИ "СРАЖЕНИЙ"
Как и в любой нормальной армии, существуют и у реконструкторов тактические занятия. Но - по причине отсутствия адекватного оружия - развивается сейчас так называемый военно-исторический аэрсофт (страйкбол), где используется пневматическое оружие с энергией поражающего элемента (шарика) не более 7,5 Дж, разрешенных законодательством. Конечно, защитное снаряжение (очки и другие элементы) несколько снижают достоверность внешнего вида реконструктора, зато глаза целы. Оружие продается без лицензии, но, к сожалению, пока образцы советского вооружения на рынке не представлены. Хотя в московских магазинах можно приобрести как немецкий карабин "Маузер-98К" (производители -японские фирмы "Марушин" или "Танака") или образцы вооружения союзников, так и, например, автомат "Томпсон". Как правило, пока представители "советской" стороны здесь играют с "трофейным" оружием. Игра развивается по своим правилам; в Москве есть уже несколько клубов реконструкции, в сферу интересов которых входит и создание страйкбольных команд.
К поисковой работе, "модной" среди реконструкторов десятилетие назад, многие поостыли - в основном в силу полулегальности этого занятия на настоящем этапе. Носить на фестивале "родные" вещи жалко, а среднестатистический реконструктор хотя и приобретает, и продает, и обменивает выкопанные предметы (зачастую в непригодном для реконструкции состоянии), все же считает, что купить целый предмет проще, чем восстанавливать разрушенный временем.
Многие, собрав одну форму, серьезно начинают собирать другую - на другую эпоху или даже страну. 5-6 униформ различных стран и народов в одном шкафу - не редкость. Реконструктор со стажем более 3 лет обычно состоит в нескольких клубах, или в его клубе развивается несколько направлений. Зачастую действует чей-то пример: Вася решил заниматься Первой мировой, присоединюсь-ка к нему. И все начинается сначала... Некоторые реконструкторы эпохи XIX - начала XX века воссоздают и бальную культуру прошлого. Танцевальные клубы сейчас переживают новый наплыв желающих изучить хорошие манеры и классические бальные танцы.
Периодически реконструкторы участвуют в различных научных конференциях по интересующей их эпохе. Востребованность клубов существует и в индустрии кино. Фильмы "Александровский сад", "Штрафбат", "Сволочи", "Диверсант". "Остров", целый ряд документальных фильмов и передач не обошлись без участия реконструкторов. Качество фильма, правда, все равно выходит не очень: главным специалистом по костюму мнит себя любой режиссер, и приходится делать не так, как положено, а так, как режиссер сказал. Поэтому претензии людей, разбирающихся в военной истории, к режиссерам достаточно постоянны: то фантастический сюжет построят, то ордена персонажу не так прикрепят, то не так оденут киногероя (артисты, исполняющие главные роли, как правило, "обмундировываются" не консультантами и не реконструкторами, а просто малооплачиваемыми костюмерами киностудий). Несмотря на критические замечания по поводу самих фильмов, участие в них реконструкторов является исключительно положительным моментом. Пусть хоть что-то в фильме будет правильно.
Зарабатывать реконструкцией Второй мировой в целом практически невозможно. Киношники платят от 50 до 150 долларов США за съемочный день. Мероприятия для широкой публики (выступления клубов на Поклонной горе 9 Мая, 22 июня и в другие памятные дни), а также реконструкция эпизодов Великой Отечественной по просьбам музеев и патриотических организаций тоже оплачиваются. Но для основной массы реконструкторов все равно это заработок непостоянный и не основной. Есть, правда, заслуженные и опытные люди (как правило, руководители клубов), которые получают зарплату на киностудиях в качестве консультантов исторических фильмов.
Конечно, в военной истории каждый видит свое. Один может собрать форму генерала и выхолить в ней на люди один раз в год; другому интересна "движуха", сама акция реконструкции; третьему интересно до мелочей разобраться, как устроен тот или иной предмет. Есть любители позаниматься строевой подготовкой; есть любители техники; есть люди, которым интересна тактика войсковых единиц. Но все они собираются в клубы, где дисциплина основана не на внешней воле, а на самоограничении. В клубах есть и звания, и иерархия, и клубные награды (копии настоящих), хотя для большинства это и не важно, интересней процесс, когда ты ощущаешь себя солдатом 1941 или 1914 года, хотя многие действия и могут быть предопределены сценарием. В общем, это как просмотр фильма о войне с возможностью участвовать в этом самом фильме.